Кансультацыі

Консультация для родителей

Закаливание детей дошкольного возраста.

Если вы хотите видеть своего ребёнка физически крепким и здоровым, закаливайте его.  Для этого можно широко использовать естественные факторы природы – воздух, солнце, воду. Приучайте малыша с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у него умение преодолевать трудности. Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей вашего ребёнка. Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью. Чтобы получить положительный эффект, необходимо: 1.Учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение. 2.Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды. 3.Постепенно увеличивать силу воздействия природного фактора. Существуют 3 основных способа закаливания детей: 1. Закаливание воздухом. 2. Закаливание водой. 3. Закаливание солнцем. И конечно же не нужно забывать об утренней гимнастике и гимнастике после сна. Утреннюю гимнастику и гимнастику после сна проводят в теплое время года при одностороннем проветривании. в холодную погоду (зимой) – при закрытых окнах, но сразу после проветривания помещения; летом - на открытом воздухе. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой.

Закаливание детей воздухом. Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических условий жизни ребёнка. чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов. Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной температуры). Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра. Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов. Летом, в тёплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком. Воздушные ванны дети получают при смене белья после ночного и дневного сна во время самостоятельного одевания и раздевания. В эти 6-8 минут ребёнок бывает полностью или частично обнаженным. Кроме того, воздушные ванны он получает, находясь в облегчённой одежде (трусы, майка, тапочки) во время ежедневной утренней гимнастики, которая вводится в режим дня детей с начала третьего года жизни. Если дети уже привыкли к прохладному воздуху, то на всё время бодрствования их оставляют в облегчённой одежде (гольфы, короткие рукава) не только летом, но и зимой. Закаливание детей водой Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня её снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня её снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов. Умывание.  При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана.  Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем умывания. Обтирание проводится варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченным водой нужной температуры. Конечности обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к плечу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот и спину. Обливание. Начинать надо с местного обливания. Ноги обливают из ковша (ёмкостью 0, 5 л), воду льют на нижнюю треть голеней и стоп. Обязательно соблюдать правило: прохладную воду лить только на тёплые ноги. Собственно обливание продолжается 20-30 секунд, а затем следует растирание. Более сильное действие оказывает общее обливание. Обливать ребёнка лучше из кувшина, ёмкостью 1, 5-2 литра так, чтобы сразу облить всю поверхность тела. Игра с водой также может быть использована как закаливающая процедура. Важно соблюдать соответствующую температуру воды (28 градусов). Наблюдая за детьми, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, явления охлаждения. В тёплое время года, после предварительного закаливания воздухом, игру с водой и обливание можно проводить под открытым небом, оградив при этом ребёнка от ветра.

Закаливание детей солнцем. Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей. Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определённое время: здоровым детям трудно лежать спокойно. Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев . Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки. Необходимо предупредить начало перегревания, поэтому при появлении небольшого покраснения лица ребёнка уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными. Желаем вам не болеть и посещать детский сад !

Литература:

  1. Андреевна, М. Как закалять ребенка [Текст] / М. Андреева // Здоровый образ жизни – 2019 – № 12. С. 18.
  2. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем : пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 184 с. – (Куфэрак настаўніка і выхавацеля)
  3. Шишкина, В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? : пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / В. А. Шишкина, М.В. Мащенко. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 137, [3]c.

Рецепты здоровья для родителей

 «Формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста»

Упражнения при плоской спине

1. Наклоны назад, прогнувшись из положения стоя на коленях.

2. Лежа на животе, захватив руками ступни, пытаться подтянуть их к голове («корзиночка»); то же поочередно правой, левой ногой.

3. Стоя на правой, левую захватить за ступню и, сгибая ее в колене, пытаться оттянуть назад вверх; то же другой ногой.

4. Мост из положения лежа.

5. Висы прогнувшись на гимнастической стенке.

6. Смешанные висы прогнувшись.

Упражнения при увеличенном поясничном изгибе

1. Наклоны назад, стоя на коленях. Сохранять прямую линию от колен до головы; то же, последовательно касаясь руками пяток, затем пола.

2. Сед на пятки, руки вперед, плечами коснуться колен.

3. В положении сидя и стоя, захватив ступню ноги, притянуть колено к плечу; то же другой ногой.

4. Сесть ноги скрестно, наклониться вперед, поочередно касаясь головой колен.

5. Из упора присев разгибание ног в коленях, руки у носков.

6. Висы согнув ноги с поворотами их вправо, влево, с разгибанием ног в угол.

7. Лежа на полу касаться пола как можно большей площадью тела.

8. Поднимание ног в упоре сидя.

9. Выравнивание туловища у стены (подтянуть живот).

Упражнения при увеличенном грудном изгибе

1. Стоя на коленях, руки вдоль туловища, наклониться назад, прогибаясь, достать руками пятки.

2. Стоя на коленях наклонить туловище вправо, доставая правой рукой пятку левой ноги; то же в левую сторону.

3. Лежа на животе прогнувшись кружение вытянутыми в стороны руками.

Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление)

Расслабление мышц плечевого пояса:

- роняем руки;

- трясем кистями;

- стряхиваем воду с пальцев;

- поднимаем и опускаем плечи;

- мельница.

Литература:

  1. Боковец, Ю.В. Воспитание правильной осанки у детей дошкольного возраста : пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования / Ю.В. Боковец. – Мозырь : Белый Ветер, 2005. – 102, [2] с. : ил.
  2. Моргунова, О.Н. Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ : Из опыта работы / авт.-сост. О.Н. Моргунова. – Воронеж : ТЦ «Учитель», 2005. – 109 с.
  3. Шестакова, Т.Н., Логвина, Т.Ю. Оздоровительная и лечебная физкультура для дошкольников : Пособие для педагогов и медицинских работников дошкольных учреждений. – Т.Н.Шестакова, Т.Ю.Логвина. – Мн.: Полымя, 2000. – 176 с.: ил.

    Руководитель физического воспитания Е.Ч.Кучинсая

Недастатковая рухальная актыўнасьць -  гіпакінэзія

           Стан нізкай рухальнай актыўнасці чалавека, які суправаджаецца абмежаванай амплітудай, аб'ёмам і тэмпам руху, называюць гіпакінэзіяй. Развіццё захворвання магчыма з-за псіхічнага і неўралагічнага расстройства. Маларухомы лад жыцця чалавека ці нізкая працоўная дзейнасць напрамую ўплываюць на развіццё захворвання, якое можа быць следствам дзейнасці, звязанай з аднастайнасцю рухаў, недахопам руху або лакальным характарам ​​цягліцавая актыўнасці, пры якой чалавек вымушаны працяглы час знаходзіцца ў фіксаванам становішчы. Захворванне можа ўзнікаць і на фоне інтэнсіўнай  дзейнасці, звязанай з аднастайнай працай пэўнай групы цягліц. Для вызначэння ступені гіпакінэзіі ў медыцынскай практыцы прынята браць у разлік энергазатраты пацыента, вылічваюцца шляхам вызначэння той колькасці энергіі, якое было затрачана на цягліцавую актыўнасць за кароткі прамежак часу. Ступень захворвання можа быць рознай - ад малаважнага абмежаванні фізічнай актыўнасці да поўнага яе спынення.

           Недахопу рухальнай актыўнасці аказвае негатыўны ўплыў на працу практычна ўсіх органаў чалавека. Зніжаецца ўстойлівасць да неспрыяльных фактараў навакольнага асяроддзя, падаюць сілавыя паказчыкі і цягавітасць. Наступствам гіпакінэзіі з'яўляецца пагаршэнне здароўя чалавека, парушэнне працы сардэчна-сасудзістай сістэмы, падае частата сардэчных скарачэнняў, памяншаецца вентыляцыя лёгкіх, адбываюцца змены ў сасудзістай сістэме, вядучыя да застою крыві ў капілярах і дробных венах. У выніку гэтых працэсаў ўзнікае азызласць розных частак цела, утворваецца застой у печані і памяншаецца ўсмоктванне рэчываў у кішачніку. Гипакинэзія і яе наступствы аказваюць негатыўны ўплыў і на працу суставаў - яны губляюць сваю рухомасць з-за змяншэння колькасці сустаўнай вадкасці.

           Як змагацца з гіпадэнаміяй ў дзяцей? Ужо ў 2-3 гады можна прывучаць дзіця рабіць зарадку, пачынаючы з простых практыкаванняў. Добра, калі бацькам ўдасца ператварыць зарадку ў гульню. Рэцэпт эфектыўнай барацьбы з гіпакінэзіяй ў дзяцей і падлеткаў вельмі просты: заняткі павінны быць, па-першае, цікавымі, а па-другое, рэгулярнымі. Устаноўлена, што тыя дзеці, якія рэгулярна выконваюць фізічныя практыкаванні і праяўляюць дастатковую рухальную актыўнасць, у сярэднім на 1-2 см вышэй за іншых сваіх аднагодкаў, маюць крыху большую масу цела (прыкладна на 500 г). пры выкананні неабходнага аб'ёму рухальнай актыўнасці ў мэтах прафілактыкі гіпакінэзіі маляняты пачынаюць раней на 1-2 месяца хадзіць і самастойна садзіцца.

          Калі разам з дзіцем вы будзеце штодзенна выдзяляць кожны дзень па 10 хвілін для выканання гімнастычных практыкаванняў, то ўжо да школьнага ўзросту выпрацуеце ў яго карысную звычку самастойна пачынаць дзень з ранішняй гімнастыкі. Комплекс практыкаванняў ранішняй гімнастыкі для дашкольнікаў павінен ўключаць у сябе не больш за дзесятак практыкаванняў і складацца з размінкі,  развіваючых, ўмацоўваюшчых і гартуюшчых практыкаванняў. Колькасць паўтораў кожнага практыкаванні - па пяць разоў.

         Няхітры комплекс практыкаванняў дазваляе вырашаць мноства задач, як адукацыйнага, так і аздараўленчага характару:

- развіваць у дзяцей патрэбнасць да рухальнай актыўнасці і фізічным практыкаванням;

- спрыяць станаўленню і ўзбагачэнню рухальнага вопыту: асноўных рухаў, агульнаразвіццёвых практыкаванняў, удзелу у рухавых гульнях;

- развіваць цікавасць да вывучэння сябе, сваіх фізічных магчымасцяў (пастава, ступня, рост, рух);

- развіваць цікавасць да правіл здароўезберагальных паводзін;

- забеспячэнне рухальнай актыўнасці ў рэжыме дня.

         Пазначаная праблема прывяла да неабходнасці правядзення карэкцыйна-аздараўленчых мерапрыемстваў у ДУА, мэтай якіх будзе павышэнне функцыянальных рэзерваў дзіцячага арганізма. У нашым выпадку - гэта ўвядзенне ў рэжым дня карэкцыйна-аздараўленчых гімнастык, накіраваных на фарміраванне правільнай паставы і збору ступні, пачынаючы ўжо з 3-х гадовага ўзросту. На трэцім годзе жыцця тэмп фізічнага развіцця запавольваецца, але арганізм ў цэлым мацнее, руху ўдасканальваюцца, рухальная каардынацыя значна паляпшаецца - развіваецца ўзгодненасць рухаў рук і ног; дзеці авалодваюць асноўнымі рухамі нераўнамерна, таму ў навучанні ім неабходна індывідуальная дапамога дарослых. Распрацоўка комплексу карэкцыйна-аздараўленчых гімнастык павінна улічваць кліматагеаграфічныя ўмовы пражывання, фізіялагічныя асаблівасці, а таксама біялагічныя рытмы жыцця дзіцяці, даступныя ў прымяненне як педагогамі, так і бацькамі і які мае абгрунтаваныя пазітыўныя вынікі.

          Тэхналогія ўкаранення ў адукацыйны працэс комплексаў карэкцыйна-аздараўленчых гімнастык уключае дыягнастычнае абследаванне дзяцей у пачатку навучальнага года; фізіялагічныя тэсты, якія вызначаюць ўзровень фізічнага развіцця (якасць вынослівасці, сілы, хуткасці, маторна-вісцаральная і висцеро-маторныя рэфлексы); у канцы навучальнага года - правядзенне паўторнага дыягнастычнага абследавання з мэтай вызначэння выніковасці аздараўленча-карэкцыйнай дзейнасці.

          Распрацоўка і планаванне карэкцыйна-аздараўленчага комплексу павінны уключаць ў сябе карэкцыйную гімнастыку, самамасаж, лячэбныя гульні. Пры правядзенні карэкцыйна-аздараўленчых мерапрыемстваў, варта актыўна выкарыстоўваць музычнае суправаджэнне, фальклор, дзіцячую літаратуру, адпаведныя тэматыцы абранага комплексу, а таксама ўлічваць прадметна-маніпулятыўны, спаборніцкі і праблемны характар ​​выбраных гульняў.

          Магчыма правядзенне бацькоўскага сходу з мэтай матывацыі бацькоў да сумеснай карэкцыйна-аздараўленчай дзейнасці.

          Пры выкананні розных практыкаванняў як у хатніх умовах, так і ва ўстанове адукацыі дзіця  праявіць  цікавасць да правіл здароўезберагальнай паводзін, будзе больш разумець, што такое здароўе, здаровы чалавек, што дапамагае нам быць здаровымі, набудзе імкненне выконваць элементарныя правілы здаровага ладу жыцця, гарманічна фізічна развівацца, з жаданнем рухацца, будзе праяўляць ініцыятыўнасць, з вялікім задавальненнем удзельнічаць ў гульнях спаборніцкага і праблемнага характару. Таксама павысіцца функцыянальныя рэзервы арганізма дзіцяці і знізіцца ўзровень захворвання.

Літаратура:

  1. Фараджева, Н.А. Современные тенденции обновления профессиональной подготовки педагогов по физическому воспитанию дошкольников с нарушениями опорно-двигательной системы / Н.А. Фараджева // Дошкольное воспитание. – 2002. – №2. С. 23 – 25
  2. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб. Пособие / В.Н. Шебеко. – 2-е изд. – Минск : Выш. шк., 2013. – 288 с. : ил.